ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Среди современных педагогических технологий значительное место занимают дистанционные образовательные технологии (ДОТ). «Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя» [1].
ДОТ открывают новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. «Дистанционное обучение позволяет решить ряд проблем, присущих традиционной методике обучения. Главное его преимущество заключается в решении проблемы доступности образования. Система дистанционного обучения позволяет реализовать идеологию открытого образования, означающего общедоступность образовательных ресурсов независимо от географического местоположения»[2].
Одним из инструментов организации дистанционного обучения школьников является персональный сайт учителя. Можно выделить два основных направления применения персонального сайта учителя в дистанционном обучении:
- ознакомительное обучение (рекомендации, ссылки на обучающие интернет-ресурсы);
- активное обучение (организация проектной, самостоятельной деятельности, подготовка к ГИА (тренажеры, консультации, тестирования), отработка и контроль нового материала).
Как осуществляется дистанционное обучение по определенному учебному предмету через сайт учителя?
В разделе «Дистанционное обучение» публикуются подробные конспекты уроков, назначение которых заключается в самостоятельном изучении темы школьниками, по какой-либо причине отсутствующими на занятии, а также в оказании помощи ученикам, недостаточно хорошо усвоившим учебный материал. Уроки распределяются по классам.
На странице урока указывается тема и цели занятия, приводятся рекомендации для самостоятельного изучения материала.
Дистанционный урок содержит теоретическую и практическую часть, а также раздел контроля знаний.
Теоретическая часть урока может сопровождаться мультимедийным материалом (интерактивные презентации, флеш-анимации, видео- и звуковые файлы). Под темой занятия располагаются рабочая карта ученика, словарь терминов, лекционный материал, которые можно скачать на странице дистанционного урока.
В теоретическом блоке обучающиеся работают с ключевыми понятиями темы, составляют опорный конспект по предложенной учителем схеме (рабочая карта ученика). В практическом блоке предлагаются вычислительные задачи, задания творческого характера, направленные на первичное закрепление полученных знаний. В качестве дополнительного материала указываются ссылки на ресурсы сети Интернет (эта часть является необязательной для изучения, предназначена для высокомотивированных обучающихся, выбравших данный учебный предмет для участия в государственной итоговой аттестации).
Рабочая карта ученика состоит из двух частей: блока «Теория» и блока «Практика».
Для создания тестовых упражнений к дистанционному уроку эффективной является среда Hot Potatoes, предназначенная для разработки интерактивных заданий. Этот сервис позволяет учителю создавать интерактивные тесты, обучающимся - видеть результат своей работы, процентное соотношение правильно выполненных заданий.
Программа позволяет включать учителю задания с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, с заполнением пропусков. Для обучающихся есть возможность пользоваться подсказкой.
Интерактивные задания сохраняются в формате веб-страницы (HTML), для работы с которой не требуются дополнительное программное обеспечение. Автономная работа с веб-страницей может осуществляться в любом браузере.
Как и на традиционном уроке, при дистанционном обучении немалое значение имеет обратная связь между учеником и учителем. Способы дистанционного общения могут быть различными: форум, чат, переписка по электронной почте.
Таким образом, использование дистанционных технологий в обучении, в частности, персонального сайта учителя, является актуальным, так как
- соответствует требованиям ФГОС;
- способствует формированию активной самостоятельной и инициативной позиции школьников;
- направлено на развитие общеучебных умений и навыков и познавательного интереса школьников;
- позволяет повысить качество и эффективность обучения.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/. (Дата цитирования 15.11.2018)
2. Кайсын С. Опыт применения системы дистанционного обмена в профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов/ Человек и образование №7, 2006. – 53 – 57 с.
3. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения/ Москва: Издательский центр Академия, 2006. – 400 с.
|