Исследовательская деятельность в школе
«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». |
Исследование - деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно - определить, изучить, получить данные.
Исследование и проект: в чем разница? Проект ("брат" исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы и т.д) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации Поэтому цель проекта формулируется соответственно - создать, построить, достичь. Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. |
Проектирование - это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.
Исследование - получение новых знаний о существующих объектах и явлениях.
Исследовательская работа имеет следующую структуру:
1) обоснование темы - автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие свойства объекта или явления нуждаются в прояснении;
2) постановка цели и задач - автор формулирует генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач;
3) гипотеза - предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований;
4) методика - главный "инструмент" получения автором собственных данных (например:контент-анализ, наблюдение и др.). Необходимо помнить, что у признанных научных методик есть авторы. Ссылки на источники, из которых были получены сведения о методах исследования, обязательны при изложении полученных результатов;
5) собственные данные - главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять как собственную. Данные должны быть получены автором путем самостоятельного применения методики;
6) анализ, выводы - автор обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы, а также фиксирует новые знания, которые удалось получить.
ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Исследовательская работа:
Тема: «Исследование надежности генератора псевдослучайных последовательностей» (скачать)
Презентация для защиты (скачать)
САЙТЫ ДЛЯ ИДЕЙ
Моделист-конструктор https://modelist-konstruktor.com/v-mire-modelej