"Информационные технологии как инструмент проектной деятельности на уроках информатики"
Современная стратегия обучения предусматривает использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех предметных областях образования, а ИКТ-компетентность является метапредметным результатом обучения, осваиваемым на базе большинства учебных дисциплин.
В этом вопросе информатика имеет ряд преимуществ от других учебных предметов:
во-первых, наличие индивидуального рабочего места с персональным компьютером для каждого ученика;
во-вторых, обучающиеся имеют доступ к информационным интернет-ресурсам, к разнообразным программным компьютерным средствам;
в-третьих, возможность работать с различными специальными техническими средствами, такими как принтер, сканер, 3D принтер, мультимедийный проектор.
Также в свете новых образовательных стандартов проектная деятельность обучающихся становится обязательной частью образовательного процесса. Так одной из форм аттестации выпускников основной школы является защита проектной работы по одному из школьных предметов. Что касается обучающихся 10-11 классов, то в план старшей школы включен «Индивидуальный учебный проект», который создает условия для личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.
Проектные работы обучающихся на уроках информатики неразрывно связаны с применением информационно коммуникационных технологий, которые в свою очередь выступают как инструменты проектной деятельности.
Учебный проект – это комплекс самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора проекта учебную проблему. При этом проектный продукт является обязательной частью проекта и должен обеспечить достижение поставленной обучающимся цели [1].
Существуют разнообразные классификации проектов.
Виды проекта по форме:
- практико-ориентированный,
- информационный,
- исследовательский,
- творческий,
- игровой,
- телекоммуникационный [1].
В одном проекте могут сочетаться несколько видов, причем форма воплощения замысла зависит от желания и фантазии автора.
Особенностью проектной деятельности является также соблюдение определенной последовательности работы:
проблемная ситуация – определение проблемы – поиск способов решения проблемы – получение продукта (решение проблемы).
|
Работа над проектом достаточно трудоемкий процесс, включающий поиск, сбор, обработку, систематизацию, анализ и представление информации.
Поэтому очень важно научить обучающихся эффективным приемам работы с информацией, планировать и контролировать свою деятельность, выбирать наиболее оптимальные информационные компьютерные технологии и средства для воплощения своих идей в реальном продукте.
Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость [2].
На уроках информатики зачастую применяются мини-проекты в рамках учебной темы. Так при изучении электронных таблиц, можно предложить обучающимся создать таблицу для вычисления стоимости оплаты по коммунальным услугам (газ, свет, вода и т.д.) и апробировать полученный проектный продукт дома с родителями. При изучения темы «Реляционные базы данных» создается туристическая табличная база данных по достопримечательностям района или области, которую можно применять в школе при выборе экскурсионного маршрута. При изучении аппаратных и программных средств компьютера обучающиеся с удовольствием работают над вопросом проблемы покупки современного компьютера, изучают комплектацию, реальную стоимость как компьютера в целом, так и отдельных составляющих. Поэтому проект «Собери свой компьютер» очень интересен и актуален для школьников. Одной из сложных тем курса информатики является «Программирование», поэтому проектные работы в этой области могут быть дифференцированы в зависимости от уровня подготовки обучающихся: от создания простейших тестовых и игровых программ, до программ по защите банковских терминалов, криптографии.
Чаще всего, проектный продукт может быть представлен в следующем виде:
- электронная таблица,
- база данных,
- презентация, мультимедийный продукт,
- web-сайт,
- журнал, буклет, газета, листовка, путеводитель,
- видеоклип, видеофильм,
- макет, модель,
- экскурсия.
Защита проектов зачастую происходит в форме презентации своего проектного продукта, где учащиеся показывают себя личностями, владеющими искусством общения, убеждения, диалога, способными зарядить других на реализацию своих проектов.
При работе над проектом перед учащимися стоит проблема достижения баланса между временем разработки и качеством проектного продукта, поэтому очень важно, чтобы критерии оценивания проекта были заранее известны обучающимся.
Возможные элементы оценивания проекта.
-выбор темы (актуальность, новизна, важность, представляет интерес для широкого круга зрителей);
-логичность изложения материала, раскрытие темы, наличие вывода;
-оформление (читабельность, соответствие дизайна содержанию, выбор цветовой гаммы, размещение элементов на слайде);
-подбор иллюстраций (свои рисунки, стандартные рисунки, сканированные фотографии);
-используемые эффекты, целесообразность применения (анимация, звуки, видео);
-навигация по слайдам (наличие кнопок, гиперссылок, эффективность использования);
-оригинальность предложенных решений;
-артистизм и выразительность выступления;
-ответы на вопросы.
Современные школьники имеют различный уровень подготовки в области ИКТ, поэтому проектная деятельность предоставляет возможность дифференцированного подхода в обучении. На уроках информатики обучающиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и практического применения средств информационных технологий. И самое главное, с помощью тесной взаимосвязи ИКТ и проектной деятельности формируются навыки у обучающихся по применению знаний и умений, полученных на уроке, в контексте жизненных ситуаций.
Список использованной литературы
- Заграничная, Н. А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2013. – 196 с.
- Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А. В. Леонтович, А.С. Савичев. - Москва: Издательство «ВАКО», 2014. - 160 с.
|