Автор ресурса: Титовская Елена Петровна, учитель информатики МБОУ "Ровеньская СОШ с УИОП Ровеньского района Белгородской области"

Всероссийский конкурс "Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе". Номинация: «Лучший электронный образовательный ресурс для проведения дистанционного занятия в основном общем образовании»

Информатика. 9 класс (Автор УМК: Босова Л.Л)

Тема: "Моделирование как метод познания"

Цель занятия:

  • познакомиться с понятиями "модель" , "моделирование";
  • иметь представление о классификации моделей;
  • научиться описывать окружающую действительность с помощью информационных моделей.

Рекомендации при изучении материала:

для качественного усвоения знаний необходимо прочитать теоретический материал, заполнить рабочую карту ученика, ответить на интерактивные тесты; выполненные задания практической части для проверки присылать на адрес titovskayael@yandex.ru

Теоретический материал

    Ключевые слова:
  • объект-оригинал
  • модель
  • моделирование
  • натурная модель
  • информационная модель

С тремясь познать объекты окружающего мира, человек взаимодействует с существующими объектами и создаёт новые объекты. Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. «Объект-заменитель» принято называть моделью, а исходный объект — прототипом или оригиналом.

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели.

В каком случае человек прибегает к построению моделей? Модель вместо исходного объекта используется в случаях, когда эксперимент опасен, происходит в неудобном масштабе пространства и времени (протекает слишком быстро или долго во времени), невозможен, неповторим и т. д.
Материальные модели - воспроизводят геометрические и физические свойства объекта, его внешний вид, всегда имеют реальное воплощение (детские игрушки, глобус, чучела птиц, макеты, муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и др.)
Информационные модели - не имеют материальной основы, строятся на информации, представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме (программы на языке программирования, формулы, законы, таблицы и др.) Информационные модели в свою очередь представляют образные, знаковые и смешанные модели. Образные модели - представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (чертеж, фотография, рисунок). В смешанных моделях сочетаются знаковые и образные элементы.

Для получения более полного и наглядного представления о видах моделей следует изучить презентацию

Классификация моделей

Этапы построения информационной модели
Любая модель строится для решения определенной задачи.
  1. Анализ условия задачи, выраженного на естественном языке.
  2. Определение цели моделирования.
  3. Формализация модели.
  4. Информационная модель.


Подводя итог:

модель - упрощенное подобие исследуемого объекта;

модели по форме представления бывают материальные и инфомационные;

один объект может иметь множество моделей;

одна модель может соответствовать нескольким объектам.

Практический материал

Рабочая карта Задание 1

Почему в некоторых случаях человек не может обойтись без моделей? Ознакомьтесь с предложенными примерами. В рабочей карте заполните таблицу.


Рабочая карта Задание 2

У человека множество различных моделей: манекен, медицинская карта, скульптура, словесный портрет, материальная точка, робот,…Распределите предложенные модели на материальные и информационные. В рабочей карте заполните таблицу.

Обучающий контроль

Интерактивный тест содержит разные виды вопросов: с выбором одного варианта ответа, с выбором нескольких вариантов ответов, с заполнением пропусков .

Пройти обучающий тест

К УРОКУ

Рабочая карта ученика

Лекция

Опорный словарь

Схема

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Информатика: учебник для 9 класса
    (Босова Л.Л)
  • параграф 1.1

Дополнительный материал

Методы и технологии моделирования
  • «Черный ящик» – термин, используемый в точных науках для обозначения системы, механизм работы которой очень сложен, неизвестен или неважен в рамках данной задачи. Такие системы обычно имеют некий «вход» для ввода информации и «выход» для отображения результатов работы.
  • Нейрокибернетика - отрасль моделирования искусственного интеллекта. Основная область применения первого нейрокомпьютера, моделирующего структуру человеческого мозга, – это распознавание образов.
  • Геоинформационное моделирование базируется на создании многослойных электронных карт
  • Имитационное моделирование - воспроизводится алгоритм функционирования системы во времени – поведение системы
  • 3D-моделирование - популярное направление в построении и печати моделей

  • ЭТО ИНТЕРЕСНО

    Любите путешествия? Трехмерная модель планеты позволяет просматривать спутниковые фотографии земной поверхности; осматривать города, отдельные здания и достопримечательности в трёхмерном изображении. https://www.google.com/intl/ru/earth

Список использованных источников

Авторская мастерская. Л.Л.Босова. Электронные материалы [электронный ресурс],- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor9.php

Босова, Л. Л.Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 184 c.

Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 400 с. (В помощь школьному учителю).

Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 – 9 классы. – 2- изд. перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008. – 272 с. (В помощь школьному учителю).